Как сохранить красоту и здоровье ног на долгие годы?

mamme-krasota-nog.jpg

Ежедневно мы испытываем колоссальные нагрузки: ходим, бегаем, занимаемся спортом. Вечером с трудом снимаем обувь, превозмогая тяжесть и боли в ногах, ползем к дивану и клятвенно заверяем себя, что уже с завтрашнего дня все будет по-другому! Мы обязательно узнаем, как заботиться о ногах: почитаем в Интернете, обратимся за советом к специалисту и непременно будем строго соблюдать все рекомендации. Но приходит завтра – и нам опять нужно куда-то идти, бежать, ехать. А ноги тем временем могут напомнить о себе весьма неприятными способами. Если мозоли и дряблая кожа портят только эстетическое впечатление, то варикоз является серьезным заболеванием. Но как отличить усталость от болезни и правильно оказать помощь своим ножкам? Нас проконсультировал врач-ортопед клиники «МАММЭ» Капранчук Владимир Александрович. Он рассказал о самых распространенных мифах, связанных с болями в ногах, и дал действенные рекомендации по лечению и профилактике варикоза.

Итак, наш блиц-опрос:

1)    Существует мнение, что с наступлением осенних холодов коленные суставы будут болеть и лучшим средством их лечения является йодная сетка. Так ли это?

— Доля правды в этом есть. Действительно, большинство болезней суставов, например, остеоартроз, часто обостряются весной и осенью. А вот йодная сетка тут вряд ли поможет. Лучше делать аппликации противовоспалительных или местнораздражающих гелей, мазей, использовать сухое тепло, различного рода компрессы, снимающие отек и воспаление, и при нагрузках — специальные фиксаторы (брейсы) на суставы. Самолечением увлекаться не стоит, лучше согласовать все со специалистом (ортопедом или ревматологом).

2)    Многие женщины уверены, что самой правильной обувью для сохранения здоровья являются балетки (если брать шире – любая обувь на плоской подошве). Во время беременности можно носить исключительно такую обувь. Верно ли их утверждение?

— Нет, это неверное мнение. Обувь не должна быть на плоской подошве, но и каблук пользы не принесет, оптимальной обувью для правильного распределения нагрузок в стопах является обувь на платформе («танкетке»), с высотой в области пятки 4-6 см. Так же обувь не должна быть очень узкой или, наоборот, широкой. Неправильно подобранная обувь может привести к формированию так называемого поперечного плоскостопия, что, в свою очередь, ведет к формированию деформации I пальца — так называемой «косточки». Особенно важно уделять внимание правильному подбору обуви во время беременности, тк. этот период увеличивается нагрузка на стопы.

3)    Есть мнение, что при вывихе или ушибе достаточно приложить к больному месту холод, и все пройдет. С такими травмами редко обращаются к врачу-ортопеду. Правильно ли это?

— Это отчасти верно. Холодотерапия — безусловно первое и основное, что можно сделать в домашних условиях. Обычно рекомендуется пузырь со льдом или холодовой пакет на место ушиба или гематомы, обязательно через ткань на 15-20 мин., далее перерыв 1 час, потом снова холод и так 4-6 подходов в первые сутки-двое. В некоторых случаях холодотерапия актуальна до 7-10 дней. С другой стороны, пациенты зачастую не могут объективно оценить степень тяжести травмы. Поэтому мы рекомендуем практически во всех случаях обратиться в травмпункт для осмотра специалистом. В некоторых случаях может понадобиться современное обследование — например МРТ (магнитно-резонансная томография).

4)    Существует распространенное мнение о том, что занятия легкой атлетикой являются наиболее эффективными для поддержания хорошей физической формы, и этот вид спорта подходит всем без исключения. Так ли это?

— Нет. При выборе физических нагрузок  многое зависит от возраста, состояния здоровья, физических кондиций и т.д. Пациентам с артрозами коленных и тазобедренных суставов занятия легкой атлетикой не рекомендуются. Оптимальные виды спорта для таких пациентов — плавание и велосипед.

5)    Многие женщины убеждены в том, что, если в конце рабочего дня ноги отекли, появилось ощущение усталости и боли — лучшее средство для облегчения такого состояния – горячая ванна. Каково мнение врача?

— Это тоже неверно. Отекают ноги в основном из-за мышечной недостаточности стенок вен. Это может быть из-за генетической предрасположенности, избыточной массы тела, слабой физической активности. С другой стороны, причиной отеков ног может быть и плоскостопие, проблемы с почками. Поэтому без консультаций специалистов — ангиохирурга (флеболога), ортопеда —  точно не обойтись.

6)    Остеохондроз – болезнь «сидячего» образа жизни. Многие полагают, что избавится от него невозможно, а облегчить свое состояние можно только с помощью сильнодействующего обезболивающего. Так ли это?

— Также неверно. Немаловажной частью лечение остеохондроза являются те же занятия физкультурой и спортом, лечебная физкультура, направленная на укрепление мышечного «корсета», поддерживающего позвоночный столб. Часто назначаются специальные виды массажа, подводное вытяжение, физиотерапия, иглорефлексотерапия.

7)    Принято считать,  что артроз развивается у людей преклонного возраста. Основная причина артроза – употребление большого количества соли. Верно ли данное утверждение?

— Это не так. Первые признаки остеоартроза появляются у женщин 37-40 лет, у мужчин — обычно несколько позже. К отложению солей это заболевание также никакого отношения не имеет. Основная на сегодняшний день теория развития артроза — генетическая, когда наследуется специальный ген, ответственный за структуру хряща, который начинает проявлять себя при различных предрасполагающих факторах — избыточной массе тела, работе «на ногах», активных занятий спортом с хронической миктротравматизацией, наличии дисплазии (недоразвития) сустава, плоскостопия, предшествующих операций на суставе — например менискэктомии в коленном суставе, предшествующего внутрисуставного перелома и т.д.

Как видите, здоровье ног – дело серьезное. К любым недомоганиям – от легких ушибов до хронических заболеваний  — нужно относиться внимательно, подбирать правильное лечение и не забывать о профилактике. Если вовремя «взять ноги в руки», ваша походка на долгие годы останется легкой, а шаг по жизни – уверенным.